Русская Православная Церковь Санкт-Петербургская митрополия

      Храм Святой Живоначальной Троицы            д. Горка-Хваловская

Ленинградская обл, Волховский р-н

Часовня

Озерко
Я попытаюсь рассказать только то, что помню и буду рада, если кто-то уточнит и дополнит, ибо, конечно, по молодости и временам мало было расспрошено у тех, кто знал больше. Уже 45 лет моя семья приезжает в заброшенную ныне деревню Лука, стоящую на высоком глинистом берегу реки Сясь. Название Лука происходит от излучины реки. Ниже, перед порогами, где река поворачивает и делает колено, стоит деревня, соответственно названная Коленец. Земля эта очень древняя. Вверх по течению от нашей деревни — Столбово, где был заключен исторический Столбовский мир. Здесь Петр I так праздновал это событие, что вой бокалов далеко раздавался окрест. Отсюда название большого поселения Войбокалово. Дно некогда судоходной реки устлано каменными плитами, берег зарос папоротником, достигающим гигантских размеров, по берегам вьется дикий хмель, много черной смородины. Природа не самая ласковая. Но есть возле нашей деревни еще одно удивительное место, с которого всегда начинается наш приезд — святое Озёрко. Чтобы добраться сюда из Петербурга, нужно отправиться по Мурманскому шоссе, переехав мост через Волхов, взять направление в сторону Тихвина — Вологды. Примерно полчаса езды — и ты оказываешься у Хвалово, еще 5 минут — и у синей типовой остановки Мелекса поворот направо. Асфальт кончится, дорога пойдет меж ольхой и березами, заслоняющими поля борщевика. В прошлом эти поля засевались турнепсом, картошкой, зерновыми, подсолнухами и клевером. Вдоль дороги не было никаких кустов и специальная тетенька с неведомой ныне профессией «канавщица», окашивала несколько раз за сезон обочины совхозных дорог. Не заезжая в деревню, поворачиваем налево, еще немного вперед, а дальше лучше не рисковать и идти пешком, если у вас не джип-внедорожник или все преодолевающая Нива. С 70-х годов здесь проводилась мелиорация и раскорчевывание. Делалось все грубо и на скорую руку, ведь все было уже общим и одновременно ничьим. Был даже возведен «аэродром» для посадки кукурузников, распыляющих удобрения над полями. Он так и остался долгостроем, до крыши наполненным мешками с пестицидами. Ни один самолет с него так и не взлетел. А сам ангар долго служил памятником эпохе, рассадником ядов и местом растления молодежи. И по сей день его следы напоминают декорацию сталкеровской зоны. Сгнившие пни и заржавевшие останки техники заросли полынью и бузиной. Так природа залечивала раны. Теперь поля превращаются в болотистый лес. Гигантские борщевики наполняют своим дурманящим ароматом просторы некогда засеваемых полей. И трудно даже представить, что раньше жители деревень, зажигая свет, могли видеть из окна, как загораются окна в избах соседних деревень. Слева от тропинки к Озёрку, на засеянном овсом поле-пригорке, часто топтался медведь, издалека казавшийся коричневой точкой. Отправившись на Озёрко после обеда, можно было «испортить» засаду охотников, прямо на дороге залегших в ожидании кабанов к сумеркам и проклинающих про себя неожиданных встречных. Впрочем, охотников нынче только прибавилось. За эти годы мы слышали много версий происхождения Озёрка и разного рода легенд, с ним связанных. Одна из самых укоренившихся и чаще всего слышимая от разных совершенно людей, гласила, что в старину здесь стояла часовня или, по некоторым версиям, даже маленькая церковь. Она ушла под землю, а на ее месте было чудотворное явление Божией Матери и образовался святой источник. Вода в нем изначально считалась целебной, особенно помогала она при глазных болезнях. Существует поверье, что сам Петр 1, застудивший почки, заезжал на Озерко, по дороге на лечение Марциальными водами. Хотел даже и здесь основать лечебницу, но увидев скромные размеры источника, отказался от этой затеи. Праздник Казанской Божией Матери — престольный в деревне Лука, он как-то переносился и на Озёрко. Уроженка наших мест Татьяна Николаевна Королькова, (в девичестве Антонова, 1938-2016), рассказывала, что в ее детстве накануне 21 июля даже в хлевах не было места от просившихся на ночлег измученных путников, шедших отовсюду. И всю Казанскую, под обычно жарким в этот день солнцем, дети перевозили на плотах паломников. А вот материал, найденный моим сыном в интернете. Кроме имени помещика Апрелева, все изложенные здесь факты были новыми для нас. Эти документы несомненно ждут своего исследователя!

Деревня Борок входила в Новоладожский уезд Санкт-Петербургской губернии, принадлежала приходу Никольского Сясьского погоста, владели ею помещики Апрелевы. На 1779 г. – капитану Моисею Миронову, сыну Апрелева [1]. В ЦГИА сохранилась межевая книга с информацией по дер. Борок за 1781 г. [2] В 1789 г. была засвидетельствована купчая «О засвидетельствовании купчей помещицы Е.Ф. Посевьевой на недвижимое имение помещика М. М. Апрелева в пустоше Борок» [3]. В деревне имелась часовня, по сведениям на 1816 г.: «издавна выстроена деревянная, без всякого украшения и от долговременности приходит почти в упадок, не имеют ни на построение, ниже впредь на возобновление никакого позволения» [4]. В 1836 г. Настасья Ивановна Апрелева купила имение у действительного статского советника и кавалера Николая Адриановича Дивова, состоящее из деревень: Мелексы со 138 душами, в т. ч. Борка с 29 душами [5]. На 1838 г. деревня указана как Борки. Принадлежит генерал-лейтенанту Апрелеву. Находится во 2-м стане Новоладожского уезда. В 46 в. от уездного города, в 14 от местопребывания пристава, число жителей по ревизии: 27 м. п. и 27 ж. п. [6] На 1856 г. также принадлежит генерал-лейтенанту Апрелеву. Число дворов: 4, душ мужского пола 32. От уездного города в 45 в., от стана в 34 в. [7] После смерти Настасьи Ивановны в 1858 г. усадьба и имение в Воскресенском погосте переходят к Ивану Федоровичу. Мелекса, Горное Халезево, Большой Коленец и Борок достаются его сестрам: Анне, Елизавете, Марии, Софии и Александре [8] На 1860 г. владелец – Н. И. Апрелев. Вместе с дер. Мелекса, Коленец, Халезево – 287 крестьян, дворовых – 6. Число дворов: 118. Крестьян оброчных 140. Земли: усадебной 18, пахатной 229, под сенокосом 1239 дес. – всей владеют крестьяне. Денежный оброк – 8 р. 60 к. с души. Дополнительная повинность: «в лето с тягла 6 дней сгонных для сенокоса и жатвы». [9] На 1862 г. деревня владельческая по правую сторону от Ярославского почтового тракта, при р. Сяси, во 2-м стане, в 46 в. от Новой Ладоги и 25 в. от становой квартиры. Число дворов: 6, жителей: 31 м. п. и 32 ж. п. Имеется православная часовня [10]. В фонде Санкт-Петербургского губернского по крестьянским делам присутствия хранятся документы за 1866-1892 гг. «д. д. Борки, Мелексы, Хомзово и Коленце, Апрелевых» [11]. Выкупное дело Анны, Елизаветы, Марии и Александры Федоровых Апрелевых, селения Борки за 1866-1867 гг. хранится в РГИА. Информация из него: по 10 народной переписи в деревне Борках мужского пола душ: дворовых нет, крестьян 31На 31 душевой надел по уставной грамоте приходилось 155 десятин и 310 рублей оброка, т.е. по 5 десятин земли на душу и по 10 рублей оброка. Сверх удобной земли дано еще неудобной Мелексе и Борку 131 десятина [12]. Имение Апрелевых отличалось устроенным хозяйством, работа в нем позволяла крестьянам выбраться за черту бедности, добрая память о «барах Апрелевых» сохранялась долгое время и в советские годы. Для многих устройство на работу в имение было надеждой на лучшую жизнь [13]. На 1880 г. в Борках Хваловской волости проживает 31 житель мужского пола [14]. По данным из ведомости о хозяйственном положении крестьян за 1881 г. (ЦГИА) в дер. Борок 14 дворов, 31 душа, получившая надел по выкупному акту, наличных 38 душ, 17 работников в возрасте от 18 до 55 лет, 7 лошадей, 18 крупного и 13 мелкого скота. Урожай составлял 60 четвертей озимых и 60 четвертей яровых. В 1892 г. крестьяне деревни взыскивали деньги с бывшего хваловского волостного старшины [15]. В 1896-1898 гг. межевались крестьянские наделы деревни от владений помещиков Апрелевых [16]. Деревня Борок вместе с Мелексой составляет одну общину, пользуются дровами из собственных лесов и кустарных зарослей (100 дес.), а также имеют достаточно и строевого леса. Здесь рубили дрова и на продажу по известному количеству на ревизскую душу для уплаты податей. Борок — единственное селение в волости, в которой встречаются «очень небольшие сыросеки» [17]. В 1905 г. в составе Хваловской волости Мелексинского сельского общества 3 земского участка 2 стана уезда. [18] За 1915-1916 гг. в ЦГИА хранится документ: «Об отводе усадебных и полевых отрубных участков из отграниченного надела общества крестьян д. Мелекса и Борок из надельной земли крестьян д. Борок Хваловской вол. Новоладожского у.» [19] Среди участников Первой Мировой дер. Борок Хваловской вол. – Иванов Василий Иванович и Трошков Андрей Феодорович [20]. Деревня принадлежит приходу Никольского Сясьского погоста, здесь находится часовня св. Модеста, патриарха Иерусалимского, поэтому местный деревенский праздник посвящен ему и празднуется 18 декабря. Кроме крестного хода он сопровождается окроплением домов и скота. Прихожане, кроме земледелия, заняты заготовкой и возкой леса, тягою судов по р. Сяси [21]. По дореволюционной жизни деревни также имеется источник, выложенный на сайте библиотеке РГО, но в данное время не доступный: «Материалы по статистике народного хозяйства в С.-Петербургской губернии. Вып. VIII. Крестьянское хозяйство в Новоладожском уезде. Ч. 1. Таблицы / Изд. С.-Петербург. губ. земства. – СПб., 1895 // Электронная библиотека Российского географического общества.- URL: https://lib.rgo.ru/reader/flipping/Resource-7408/RuPRLIB12084232/index.html (дата обращения 12.05.2020). В послереволюционный период деревня входит в Волховский уезд, Колчановскую волость, Мелексенский с/с, п/о Хвалово. На 1926 г. состояла из 18 крестьянских дворов, 1 прочий. Население: 30 жителей м. п. и 36 ж. п. [22] В августе 1927 г. сельсовет вошел в Волховский район[23]. На 1936 г. сельсовет обслуживает почтовое отделение Колчаново, ближайшая железнодорожная станция – Мыслино Кировской ж. д. в 10,5 км. [24] В 1946 г. сельсовет вошел во вновь образованный Новоладожский район [25].По информации краеведов, в 1940-е г. в деревне оставался один дом, но и тот вскоре сгорел. За дополнительной информацией предлагаем обратиться в Волховскую межпоселенческую районную библиотеку: https://volhov.47lib.ru/.
[1] Борка пустоши капитана Моисея Миронова сына Апрелева // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/262/14/30 (дата обращения 11.02.2021).
[2] Деревни Коленец, Мелекса, Борок, Халезово, Остров с пустошами // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/262/71/256 (дата обращения 11.02.2021).
[3] О засвидетельствовании купчей помещицы Е.Ф. Посевьевой на недвижимое имение помещика М.М. Апрелева в пустоше Борок // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/1709/1/696 (дата обращения 11.02.2021). [4] Материалы для истории деревенских святынь. Описи часовен Санкт-Петербургской епархии 1808-1816 гг. / сост., подгот. текстов и вступ. ст. Е. В. Платонова. — СПб. : Гуманитарная Академия, 2014. – С. 298.
[5] Семейство Апрелевых. – СПб., 1898.
[6] Описание Санктпетербургской губернии по уездам и станам. – СПб., 1838. – С. 91. [7] Алфавитный список селений по уездам и станам С.-Петербургской губернии / сост. при Губ. стат. ком. – СПб., 1856. – С. 106.
[8] Шереметев С. Д. Семейство Апрелевых : [воспоминания] / г. С.Ш. – СПб. : тип. М.М. Стасюлевича, 1898
[9] Сведения о помещичьих имениях : приложения к трудам редакционных комиссий : сведения о помещичьих имениях : приложения к трудам редакционных комиссий, для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. – СПб., 1860. – С. 22-23. [10] Санкт-Петербургская губерния : список насел. мест по сведениям 1862 г. / Центр. стат. ком-т Мин-вавнутр. дел / под ред. И. Вильсона. – СПб.,1862. – С. 123.
[11] д. д. Борки, Мелексы, Хомзово и Коленце, Апрелевых // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/190/9/384 (дата обращения 11.02.2021).
[12] Дело о выкупе временнообязанными крестьянами земельных наделов у Апрелевых А. Ф., Е. Ф., М. Ф. селений Мелекса, Борки и др. (С.-Петербургская губ.) 2 сентября 1866г. — 26 мая 1867 г. // Российский государственный исторический архив [официальный сайт]. – URL:https://rgia.su/object/3029503 (дата обращения 11.02.2021).
[13] Башкиров К. С. Геральдика Ленинградской области. – СПб. : Историческая иллюстрация, 2017. — С. 158.
[14] Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 55, Отд. 2 : с 19 февр. 1880 г. по 28 февр. 1881 года : приложения. – СПб. : в Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, — 1884. – С. 228.
[15] О взыскании денег крестьянами д. Борок Новоладожского уезда с бывшего хваловского волостного старшины // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/258/29/280 (дата обращения 11.02.2021).
[16] Об отмежевании крестьянских наделов д. Коленца, Мелексы, Борка и Халезевой, Хваловской волости, Новоладожского уезда от владений Апрелевых // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/258/4/302 (дата обращения 11.02.2021). [17] Материалы по статистике народного хозяйства в СПб губ. Вып. VIII. Крестьянское хозяйство в Новоладожском уезде. Ч. 2. Очерк крестьянского хозяйства. — СПб., 1896. – С. 49, 89, 170, 201, 202.
[18] Памятная книжка С.-Петербургской губернии : описание губернии с адресными и справочными сведениями. – СПб., 1905. – С. 225.
[19] Об отводе усадебных и полевых отрубных участков из отграниченного надела общества крестьян д. Мелекса и Борок из надельной земли крестьян д. Борок Хваловской вол. Новоладожского у. // Архивы Санкт-Петербурга [интернет-портал]. – URL:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/297/1/346 (дата обращения 11.02.2021).
[20] Памяти героев Великой войны [интернет-портал]. -URL:https://gwar.mil.ru/heroes/?birth_place_uezd=новоладожский&groups=awd:ptr:frc:cmd:prs&types=awd_nagrady:awd_kart:potery_doneseniya_o_poteryah:potery_gospitali:potery_spiski_zahoroneniy:potery_voennoplen:frc_list:cmd_commander:prs_person&page=1&birth_place=борки (дата обращения 12.02.2021).
[21] Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии : Вып. 9. – СПб., 1884. – С. 121.
[22] Волховский уезд Ленинградской губернии : (предварительные итоги) / Всесоюз. перепись населения 1926 г., Изд. Волховского УИКа. – Новая Ладога, 1927. – С. 16.
[23] Мелексинский сельсовет Волховского района и его Исполком // Архивы Ленинградской области [интернет-портал]. – URL:https://archiveslo.ru/object/14371 (дата обращения 14.02.2021). [24] Административно-экономический справочник по районам Ленинградской области. — М., 1936. – С. 65. [25] Мелексинский сельсовет…


Мы впервые приехали сюда в 1976 году, и я могу рассказать то, что сохранила моя память, как выглядело это место тогда. Войдя в тень скромного сельского кладбища (основные захоронения датированы военным временем и после), ты шел вдоль покосившихся крестиков, кое где с овальными потертыми медальонами, мимо столбиков, украшенных звездочкой и просто травянистых холмов с выросшими из них березами. В середине небольшой площадки стояла огромная ель с отполированными корнями. Она и заменяла уничтоженную в хрущевские времена часовню. Несколько круглых домотканых ковриков, на стволе киот с большой иконой Богородицы и рушником. Рядом на лавочке стояли еще несколько. Одна из них — Чудо Георгия о змие — была достойна Русского музея. (В 1980-е все иконы исчезли, уцелела только та, что в киоте и то благодаря тому, что кто-то грубо «подновил» ей нимб дешевой серебрянкой. Потом и она исчезла.) Было еще несколько крупных берез, также служивших стихийными иконостасами. Спустившись вниз на несколько шагов, ты оказывался перед круглым как чаша Озёрком. Это был такой совершенный «привет Тарковскому», в глубине можно было разглядеть бурлящие серебряные пузырьки и редкие монетки, не раз служившие соблазном, а на темной, зеркальной поверхности плавали несколько листиков и отражалось небо и деревья. Рядом — простая деревянная лавочка, ведро, кружка. На деревьях поодаль почти всегда были завязаны какие-нибудь разноцветные ленточки — платочки, придавая месту языческий вид. В глубине, на земле лежали пара досок, для тех, кто как полагается, выливал на себя с молитвой 3 ведра святой воды (некоторые говорили, что ведер должно быть 7). Каким бы усталым ты ни был, измученным жарой или долго не решавшимся на облив от холода, облившись, ты как заново на свет нарождался и возвращался к жизни обновленным и крепким. На нашем высоком берегу тоже всегда существовала скамейка, окруженная диким тмином. Путник, преодолевший крутой подъем, мог всегда отдышаться, но кроме того, она была местом созерцания и ожидания. Любованием цветущей молочной пеной черемухи в уреме, берегом, далью и ожиданием приезда родных и чего-то еще. Так и я, с моим маленьким сыном, часто садились на нее и долго и внимательно смотрели вдаль. Телефонов не было и приезд родных не всегда можно было знать наверняка. Из Волхова в сторону Тихвина проходил за день маленький, набитый автобус. Если, ближе к полудню, от леска на горе отделялась фигура с рюкзаком — значит к нам, если в белом платочке с бидончиком, значит на Озёрко. Иногда фигурок в платочках было 3-4, это чаще всего означало церковный праздник. Не раз, подойдя к кладбищу, мы слышали ангельское тихое пение этих старушек, стоящих на коленях, и не решались нарушить их молебен. В конце 1980-х, ближе к перестройке, на Озёрке случились перемены. Одна из жительниц Волхова, исцелившаяся на Озёрке, перед самой смертью призвала своего зятя и взяла с него слово, что он будет ухаживать и приглядывать за порядком на святом месте. Зять обещал, да за повседневными заботами про свои обещания забыл. И тут случилось ему захворать и приснилась ему теща, которая строго пожурила его за неверность данному слову. Зять не долго думал. Набрал на алюминиевом заводе, где он работал (там работали почти все жители Волхова), всего, что плохо лежало, и занялся обустройством Озёрка. Прежде всего он заключил его в невысокий деревянный сруб, а вокруг покрыл все деревянным настилом, а что-то даже забетонировал. Был краткий момент, когда он даже закрыл Озёрко железной броней, оставив отверстие с крышкой. Появилась и лесенка с алюминиевыми деталями. Позже появился и сейф, с куполком и крестиком, приваренный к столбику, вкопанному в землю. Этот затейливый сейф на какое-то время отвел соблазн от тех, кто приходил на Озерко к вечеру, чтобы разжиться мелочью на бутылку. Приходили иногда сюда и любители женской наготы, и не раз их тень мелькала в деревьях кладбища. Но Бог им судья. Каждый выходной приезжал этот неразговорчивый человек на синей Победе, груженой строительными материалами и тещиными иконами на Озёрко, и проводил там целый день, на свой вкус обустраивая святое место, невольно общаясь с приходящими и за одно разъясняя им, где надо оставлять деньги и на что они идут. Опять наступали нелегкие времена. Людей, приходящих на Озёрко, становилось больше. И то ли сейф не давал кому-то покоя, то ли что-то еще, но по принципу- «Не доставайся же ты никому», какая -то местная партийная ячейка пригнала на Озёрко машину с «пятнадцатисуточниками» и они расправились со всем обустройством. До этого Озёрко уже не раз было изгажено: то в него вылили солярку, то забросали взрытой бульдозером землей. Кто те люди и какова их судьба — неизвестно, но только Озёрко вскоре всегда чудесным образом очищалось и его незамутненное черное зеркало вновь отражало небеса, а пузырьки на дне намывали серебристо-голубой песок. Самым опасным местом дороги к святому месту была глиняная гора, с которой предпочитали не спускаться в дождливую погоду, а если и спускались, то внимательно приглядывались к облакам и тучам и, при первых же намеках на дождь, бежали поднимать на гору свои автомобили. Но не все знали про гору и те, кто не знал бежали уже 2 км до деревни Мелекса, и там добрый Коля Шорохов в любое время суток вытаскивал их своим трактором. Любые попытки укрепить и улучшить дорогу терпели фиаско. Колхозные трактористы с постоянством исполняли задание начальства — дороги взрыть. Время шло, посетителей Озёрка прибавлялось. Стараниями Церкви, в 1996 году была возведена скромная часовня, стоявшая почти на земле. Году в 2008, как мне кажется, часовню обновили, построили купальни, забетонировали площадку вокруг Озёрка. Появились две беседки. Все дорожки выложили плитками. Не раз рядом с беседкой, стоявшей у входа на кладбище, можно было видеть расположившийся цыганский табор. А в беседке часто затевались серьезные трапезы, славившие радость жизни. Внутри Часовня была наполнена иконами, которые привозили и приносили прихожане. Все, что было поценнее быстро исчезало. Помнится, как долго продержался большой резной позолоченный (!) киот, стоявший на скамеечке у стены. Начались службы. На Казанскую всегда совершался молебен, народу стекалось много. Воду стали брать почти в промышленных масштабах. В белые ночи до нашего берега доносились взвизгивания обливающихся. В 2015 году часовню отстроили заново. Она стала внушительнее и добротней. Ее стены и потолок очень достойно расписали молодые иконописцы из Вологды, жившие в палатках в то на редкость дождливое лето. Вновь обновили сруб, купальни, скамейки. Заново вымостили дорожки плитами. Хваловская Церковь Живоначальной Троицы взяла под опеку и ухаживает за расположенным здесь кладбищем, почти каждую субботу тут совершается молебен. Жизнь на Озёрке возродилась. Оно как и прежде манит и исцеляет. Несмотря на отсутствие проезжей дороги, люди идут и идут. И здесь мне хотелось бы поставить точку, я думаю, что нынешнюю жизнь Озёрка сможет достойно описать уже кто-нибудь другой.

Маша Гадалова. 2022 г.



Контакты

Тел. храма: +7 (981) 822 35 24
Email: hram-hvalovo@mail.ru
Адрес: 187435, Ленинградская обл., Волховский р-н, Хваловская волость, д. Горка-Хваловская.
Реквизиты: МРО Православный приход храма Святой Живоначальной Троицы д. Горка Хваловская
Санкт-Петербурсгкой епарии Русской Православной Церкви (Московский патриархат)
ИНН: 4702011392        КПП: 470201001        Р/сч: 40703810232000000252        БИК: 044030786
Банк: Филиал «Санкт-Петербургский» АО «Альфа-Банк»         Кор. счёт: 30101810600000000786
Проезд к храму:
Из СПб: Автобусом Санкт-Петербург - Тихвин, 140 километр. Перед поворотом на Наволок выйти и направо 400 м. пешком, храм справа сразу за мостом.
Из Тихвина: Автобусом Тихвин - Санкт-Петербург, 60 километр

    
?>