История храма

Церковь Троицы Живоначальной

Троицкая церковь

История деревни Горка.

Горка упоминается на карте Санкт-Петербургской губернии

А. М. Вильбрехта 1792 года.

На карте Санкт-Петербургской губернии Ф. Ф. Шуберта 1834 года, обозначена деревня Горка и расположенный смежно с ней Погост Никольской

ГОРКА — усадище принадлежит коллежскому советнику Теглеву, число жителей по ревизии: 9 м. п., 12 ж. п. (1838 год)

НИКОЛЬСКИЙ — погост при реке Сяси, число дворов — 3, число жителей 16 м. п., 9 ж. п.

Церквей православных две. Часовня. (1862 год)

В XIX — начале XX века, деревня административно относилась к Хваловской волости 2-го стана Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Согласно военно-топографической карте Петроградской и Новгородской губерний издания 1915 года на месте современной деревни находились: мыза Горка, Никольский погост и кладбище.

По данным 1933 года в состав Наволоцкого сельсовета Волховского района входили Никольский погост и деревня Никольская Гора

По данным 1966 года деревня Горка входила в состав Хваловского сельсовета

В 2007 году в деревне Горка-Хваловская Хваловского СП – проживало 29 человек.

Здесь представлено содержание трех последних выпусков «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 — 1885 гг.), в которые была собрана информация о сельских и городских церквах и приходах губернии.

 Никольский Сясьский погост.

 Никольский Сясьский погост находится в 185-ти верстах от Петербурга и в 33-х от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, отделяясь от нее ярославским трактом.

К истории здешней церкви имеют отношение два старинные памятника. Это:

1) старый антиминс, найденный в 1825 году в доске Николаевского старого престола. На нем написано: «освятися сей храм во имя святого отца нашего Николая Чудотворца Мирликийского, при благоверном и Богохранимом государе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России, и при святейшем патриархе Филарете и преосвященном митрополите Киприане Великого Новаграда и великолуцкого, на память преподобного отца нашего Максима исповедника и святого мученика Неофита и иже с ним. Лета 7135 (1695генваря в 21й день».

2) Славянская надпись на трех деревянных досках, находящихся в куполе деревянной церкви Казанской Божией Матери. Она считается так: «Освятися сей храм иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликейского Чудотворца. Лето 7181 (1673), декабря в 8й день, при благочестивом государе нашем, царе и великом князе Алексии Михайювиче, всея Великия и Малые и Белые России самодержце, и при патриархе Питириме московском и всея Руси; поставив сп иконы Деисус сего же погоста дворянин Василий Алексеевич Головин».

По словам церковной описи 1827 года, надпись сия говорит о времени устройства, в Николаевской церкви, придела во имя Рождества Богородицы, а устройство самой церкви по описи относится к 7135 (1627)г. Именно, при описании деревянной Казанской церкви, в описи говорится, что Казанская церковь «построена была в 7135 году тщанием приходских дворян Головиных, освящена была того же 7135 года, генваря 21-го дня, во имя Николая Чудотворца, а в 7181 году приделан был, к северу, в том же алтаре, придел Рождества Пресвятые Богородицы, написаны вновь святые иконы дворянином Василием Алексеевичем Головиным и (придел) освящен 8-го декабря, по благословению преосвященного патриарха Питирима московского».

Таковы позднейшие указания. Но можно полагать, что церковь существовала здесь раньше 17-го века. В писцовых книгах Обонежской пятины, за 1582-83 годы написано: «Погост Никольской на Сяси, а на погосте церковь Николая Чудотворца, а другая церковь Рождество Пречистой, древяные, стоят без пения, да пять мест дворовых церковного причту». Эти то, разоренные в смутное время, церкви и были восстановлены в 17м веке.

Николаевская, деревянная, холодная церковь, сперва была в один алтарь; в 7181 (1673) году к ней пристроен придел Рождества Богородицы; в 1820 году, на северо-запад от нее, по благословению митрополита Амвросия, тщанием помещика, капитана Гордия Головина, устроена деревянная церковь Введения Богородицы.

Еще позднее, по благословению митрополита Михаила от 8-го декабря 1820 года, заложен новый, каменный, храм во имя св. Троицы, с приделами Рождества Богородицы и Николая Чудотворца. В отчете о построении этой церкви сказано следующее: «вышереченная церковь, по благословению высокопреосвященного митрополита Михаила, положенному 8-го декабря 1820 года, заложена строением 1822 года, июля 30-го дня, чрез благочинного сея церкви священника Иоанна Семенова и Покровского, во всем по плану и фасаду, подрядчиком и делателем, тверской губернии, города Осташкова Зй гильдии купцом Михаилом Саввиным Гречниковым, а окончена кладкою 1824 года, июля же 30-го дня. По приведении же отделкою в совершенство, по благословению митрополита Серафима, придельные храмы освящены: 1й во имя Рождества Пресвятые Богородицы6-го, 2-й во имя Святителя Николая Чудотворца 7-го числа сентября — Месяца 1825 г., а настоящая, во имя Святые и Живоначальные Троицы, мая 30-го дня 1826 года благочинным, протоиереем Никольской Сясьской сей новосозданной церкви, Иоанном Покровским; при освящении оные были священнослужители: Троицкого Зеленецкого монастыря казначей иеромонах Корниши; священники: новоладожского Николаевского собора Алексей Соколов, Изсадского погоста Иоанн Травин, села Подбережья Иоанникий Флеров, села РогожиТимофей Никитин, Успенского Сясьского погоста Иоанн Иоаннов, села Лунгачи Феодор Козмии, Маасельского погоста Сергий Иоаннов, села Заболотья Иаков Азиатской в Александр Звонарев, Воскресенского Сясьского погоста Иаков Моисеев в села КусягиВасилий Сергеев; Троицкого Зеленецкого монастыря ризничий, иеродиакон Гавриш, диаконы: Никольского Сясьского погостаВасилий Головин, Рождественского Сясьского Иоанн Рождественский, села Заболотья Иоанн Михайлов, Изсадского погоста Никита Иоаннов. Маасельского погоста Григорий Николаев и Воскресенского погоста Иаков Федоров, с прочим освященным клиром, при многолюдном собрании дворянства, городских и сельских жителей».

Кроме сборной суммы, на постройку отпущено было, от комиссии духовных училищ — 4,000 руб. асс. Безвозвратно (указ духовной консистории января 15-го 1826 г., № 78). А всего на постройку употреблено 32,442 р. 35 к. (вероятно ассигнациями).

По устроении каменного храма судьба деревянных церквей была следующая: в 1825 г., по указу духовной консистории от 3-го марта за № 437, из холодной Никольской церкви иконостас, иконы и св. антиминсы были перенесены в новоустроенные приделы каменной церкви, а церковь предполагалось, за ветхостью, уничтожить. Но так как прихожане согласились исправить ее на свой счет, то церковь была оставлена, чтобы, в два года ее исправить и освятить во имя Казанской Божией Матери. В этот промежуток, по новому прошению причта и прихожан, консистория, указом от 23-го июля 1826 года за № 1646, дозволила другую деревянную церковь, во имя Введения разобрать, а материал употребить, куда следует, а вместо ее устроить придел в исправляемой деревянной церкви. По этому указу, 1826 г., августа 7-го, во Введенской церкви, при стечении прихожан, совершена была последняя литургия, потом престол вынесен, церковь разобрана, а материал ее пошел на строение каменной колокольни при Троицкой церкви. Никольская же церковь, с приделом Рождества Богородицы, по переделке в ней полов и по установлении иконостаса, взятого из Введенской церкви, была, 1827 г., мая 15-го и 16-го освящена во имя Казанской Божией Матери, с приделом Введения во Храм. И так теперь в Никольском Сясьском погосте два храма: каменный и деревянный.

Каменный храм, итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными, каждый, на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 1/2 саж., ширины — 7 саж. и высоты 13 саж. 1 арш.; высота колокольни, с шпицем, без креста, 19 саж. 1/4 арш. В 1847 году храм покрыт железом. На южном фронтоне написано: Господи, возлюбил блоголепие дому Твоего и место селения славы Твоея: на северном: Благословен грядый во имя Господне; на западном: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему.

Храм этот трехпрестольный. Главный храм, холодный, во имя св. Троицы; приделы теплые, Южный во имя св. Николая, северный во имя Рождества Богородицы. Антиминс главного престола освящен Григорием, епископом ревельским 1824 г., сентября 24-го и подписан митрополитом Серафимом; на запрестольном кресте написано, что храм заложен 1822 г., июля 30-го, священником Иоанном Семеновым, а освящен 1826 г., мая 30-го, им же соборне. Антиминс Никольского придела освящен и подписан митрополитом Амвросием 1804 г., октября 25-го. В алтаре крест с надписью, что храм освящен 1825 г., сентября 7-го, священником Семеновым. Антиминс придела Рождества Богородицы освящен и подписан митрополитом Михаилом 1819 г., ноября 3-го. На кресте, в алтаре, написано, что придел освящен 1825 г. сентября 6-го, тем и же Семеновым соборне.

Храм построен осташковским купцом Михаилом Савельевым Гречниковым, по плану новгородского епархиального архитектора Александра Макушева.

Деревянный храм, существовавший с 1627 г., сперва был построен в виде четырехконечного креста, но потом западная часть его распространена к югу и северу. С 1796 года храм поставлен на каменном фундаменте; в 1827 г. храм перестроен и сделан о 5-ти главах, в 1853-54 гг., усердием прихожан, перекрыт, перекрашен и распространен, на что истрачено 370 р. 57 к. сер. Антиминс главного алтаря, во имя Казанской Божией Матери, освящен епископом Никанором 1826 г., июня 8-го и подписан митрополитом Серафимом. По надписи на кресте, храм освящен 1827 г., мая 15-го Семеновым соборне. Антиминс Введенского придела освящен митрополитом Амвросием 1807 г. октября 25-го, и им же подписан. По надписи на кресте, придел освящен Семеновым 1827 г., мая 16- го.

Этот храм, вероятно, построен вместо другого древнейшего, разоренного Шведами. 1617 г. февр. 10-го заключен с Шведским королем Густавом Адольфом договор в деревне Столбове, которая находится в 9 верстах к юго-востоку от погоста. При нашествии Шведского полководца Понтуса Делагарди, разорение коснулось и здешнего погоста, так как крестьяне деревень Хвалова, Ран, Холма, Кулакова, Коленца, Луки и Алексеева часто находят на полях человеческие кости.

В храме достопримечательны:

1) Часть икон двунадесятых праздников и Апостолов, перенесенных, в 1825 году, из Новоладожского Никольского собора. Прочие иконы главного алтаря писаны Осташковским мещанином Авраамом Авраамовым Сулимовым, Тихвинским — Иваном Сидоровым Мошкиным и Осташковским купеческим сыном Николаем Терентьевым Глазухиным.

2) В пределах поставлены те иконы, которые были перенесены из старой Николаевской церкви, а в нее поставлены, в 1673 году, дворянином Василием Алексеевичем Головиным.

3) Запрестольный крест, с ликами Распятого Господа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и св. Алексия митрополита. На нем надпись: «Написав сей крест запрестольный в церковь Рождество Богородицы. По обещанию раба Божия Алексея Федоровича сына Головина, лета 7193 году (1685), сентября в 8-й день».

4) Запрестолный образ Знамения Божией Матери, с сребропозлащенным «басменным» венцом; по полям его нарисованы: Архангелы Михаил и Гавриил, св. Василий Великий, Алексий митрополит Московский, Кирилл Александрийский и преподобный Симеон и Давид Столпники. На оборотной стороне, по золотому полю, нарисованы красками: Св. Николай, преподобный Илия и великомученик Георгий, по полям преподобномученица Параскева, Флор и Лавр. На лицевой стороне образа надпись: «Сие знамение образ Алексия Головина».

5) Местный образ Николая Чудотворца. Серебряная риза его весит 13 фунт. 65 зол.;

6) местный образ Рождества Богородицы. Риза его весом 7 фунт. 13 зол.; украшена драгоценными камнями.

7) Священные сосуды, серебряные, вызолоченные. Серебра в них 2 фунта 54 зол. Они сделаны в 1780 году.

8) Напрестольное Евангелие в поллист (М, 1651 г.) Несколько старинных Богослужебных книг, как-то: Триодь постная 1678 г.; Требник 1640 г. Минея общая 1685 г.; Октоих (2 часть) 1699 г. 10) Из колоколов замечателен главный, в 52 пуда 7 фунтов, вылитый в 1819 году мастером Ярославским мещанином Афанасием Семеновым Разаевым, ценою, за каждый пуд, по 45 руб. асе.; на 5 и на 6 колоколе начертано: «лета 7168 февраля в 4 день положили сии два колокола на Сяси реки в дом Николы Чудотворцу, деревни Столбова крестьяна Феодосей Иокул Галафей (?) Иван з детми своими, по обещанию на поминах по своих душах во веки аминь».

Стены каменного храма расписал священными изображениями в 1830 году Осташковский мещанин Авраам Авраамов Сулимов, за что получил 425 р. асс.

В церкви находятся: 1) план и межевая книга на церковную землю, учиненные в 1781 г. августа 20-го дня помощником землемера Алексеем Мясоедовым; 2) Описи церковному имуществу, 1776, 1795, 1820 и 1826 годов. Последние две, за шнуром и печатью Новоладожского духовного правления, скреплены по листам новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским; 3) приходорасходные книги с 1809 года; 4) исповедные росписи с 1797 года и 5) метрические записи с 1802 года.

С 1776 г. доныне причт составляют: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Алексей Алексеев: зять его Дорофей Егоров, выбывший во флот; Иоанн Семенов Покровский, перешедший к Новоладожской Климентовской церкви; Василий Григорьев Мудролюбов: Виктор Иоаннов Казанский, чрез год по поступлении отрешенный от должности; Сергий Веселовский, рукоположенный сюда в 1850 году. Из священников особенно заботился о церкви Иоанн Семенов Покровский, бывший благочинным и протоиереем. В настоящее время священствует Николай Михаилов Черновский: диаконом состоит Петр Иоаннов.

До штатов причт содержался на общих основаниях; в 1843 году стал получать, по 3 классу 460 р. сер. Кроме того собирается, на причт, около пуда масла, около 400 яиц и около пуда льна. Деньгами получается до 200 р. с. Церковной земли пахотной 26 дес. 1,200 кв. саж., сенокосной 10 дес., мелкого дровяного лесу 51 дес. 120 кв. саж. Остальная земля под церквами, кладбищем, бечевником, полурекою Сясью, ручьями и проселочными дорогами.

Причт помещается в собственных домах.

 

Приход граничит, с приходами Кусягским, Маасельгским. Рождествевским, Сясьским и Заболотским. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., было: мещан 22 м. и 24 ж. военных 139 м. и 77 жен., крестьян 1,070 м. 1,141 ж. Кроме деревень, упомянутых ниже, в статье о праздниках, к приходу принадлежат следующие деревни: Савеницы, Лука, Варварово, Пыхово, Рябово, Коноплянкино и Соницы. Пустошей в приходе две: Былево, у деревни Бережек и Пустые Раны, близь деревни Ран. Иногда здесь находят заброшенные колодцы, обведенные срубом.

Кроме реки Сяси, здесь находятся речки: Сузна, впадающая в Сясь, Ряча, впадающая в реку Холмачу, протекающую по маасельгскому приходу, Опочка и Сырецка, впадающие в Сясь с левой стороны. Озерко одно, при деревнях Бережек и Заозере.

Прихожане, кроме земледелия, имеют следующие занятия: в Халезеве-Новинах иные занимаются выделкою кож – Большинство занято заготовкой и возкой леса и тягою судов по реке Сяси.

Грамотных в приходе не более 200 человек обоего иола. По деревням есть лица, занимающиеся у себя на дому обучением детей. При церкви училище открыто в 1851 году и сначала помещалось в домах причта, а с декабря 1862 года Хваловское волостное правление наняло помещение для школы в доме диакона Петра Воскресенского, который и преподавал в школе.

В летние праздники прихожан бывает в церкви ее более 100 человек; в зимние до 400 чел. Сельские праздники, сопровождаемые крестным ходом и окроплением домов и скота, суть следующие:

 

1) Хвалово и Наволок празднуют Николаю Чудотворцу и Владимирской Божией Матери (23 июня) — в память бывшего 25 лет тому назад пожара;

2) Сузна, Льзи и Буянец –Троице;

3) Кулаково — Покрову, в память падежа скота:

4) Мелекса Тихвинской Божией Матери и Пророку Илии;

5) Столбово – Георгию и великомученику Димитрию;

6) Большой Коленец – Преображению;

7) Теребуня и Горка – Казанской Божией Матери – в память падежа скота, бывшего 30 лет тому назад;

8) Халезова – Св. Духу.

И другие ……..