История храма

 

 

Фото с книги

История Троицкого храма (Никольский Сясьский погост).

С момента первого известного упоминания[1] в Писцовых книгах Обонежской пятины за 1555-56 гг. вплоть до 30-х годов XX века место, где стоит храм, носит название Никольского Сясьского погоста. Первый Никольский храм на этом месте появился не позднее XV – нач. XVI в. Первое же конкретное упоминание о храмах Никольско — Сясьского погоста мы встречаем в писцовых книгах Обонежской пятины 1582 83 годов: «Погост Никольской на Сяси, а на погосте церковь Николая Чудотворца, а другая церковь Рождество Пречистой, древяные, стоят без пения»[2]. Т.е. к концу XVI века в погосте имелось уже два храма. Заключение 27 февраля 1617 г. Столбовского мирного договора со Швецией положило начало возвращению местных жителей на свои места и восстановлению храмов. К 1627 г. «тщанием приходских дворян Головиных»[3] был восстановлен и заново освящен Никольский храм. Храм был однопрестольный деревянный и имел вид четырехконечного креста. В 1673 г. в Никольской церкви устраивается придел Рождества Богородицы (в том же алтаре). Во второй половине XVII века отстроенный храм постепенно пополняется не только иконами, но также утварью и книгами.

Прошение на постройку Введенского храма 1743 г.

Поскольку Никольский храм был холодным, в 1743 году статский советник Гордей Головин испрашивает дозволения на устроение теплого Введенского храма, который и был построен к 1750 г. В дальнейшем деревянные храмы несколько раз ремонтировались и перестраивались: обе церкви были поставлены на каменный фундамент, обиты тесом, в Никольском храме устроены купол и хоры, к имеющимся трем добавлены еще две главки, а также западная его часть значительно расширена. Несмотря на это, деревянные храмы постепенно ветшали, да и становились тесны.

В ноябре 1820 года священно- и церковнослужители, староста и прихожане испрашивают благословения правящего владыки на строительство в приходе каменной церкви в честь Святой Троицы вместо имеющихся деревянных. Заложена Троицкая церковь по благословению митрополита Михаила (Десницкого) священником Иоанном Семеновым 30 июля 1822 года. Строилась она по утвержденному «плану и фасаду подрядчиком и делателем Тверской губернии города Осташкова 3й гильдии купцом Михаилом Саввиным (в другом месте Савельевым) Гречниковым»[4]. Автор проекта – новгородский епархиальный архитектор Александр Макушев[5]. Новый Троицкий храм – «итальянской архитектуры, с фронтонами, устроенными каждый на 4х колоннах и с каменною колокольнею, имеет длины 17 ½ саж. (37,4 м.), ширины 7 саж. (14,9 м.) и высоты 13 саж. 1 арш. (28,5 м.); высота колокольни с шпицем без креста 19 саж. 2 ¼ арш. (52,14 м.)»[6].

Клир и прихожане Троицкого храма. подпись на обороте: «На память освящения часовни Казанской на  месте 300-летнего храма в Никольско -Сясьском погосте. Июль 1928 г. священник Владимир Травин».

Церковь трехпрестольная. Главный храм во имя Святой Живоначальной Троицы – летний, холодный. К нему пристраивалась обширная теплая трапезная с двумя приделами: южный – во имя святителя Николая, северный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. За недостатком средств, из Никольского соборного храма г. Новой Ладоги был пожертвован старый иконостас и установлен в собственно Троицкой церкви, а иконостасы в приделы Никольский и Рождества Богородицы были перенесены из соответствующих приделов деревянной Никольской церкви. Освящены два придельных храма в 1825 году: 6 сентября – Рождества Пресвятой Богородицы и 7 сентября – святителя Николая. Церковь Святой Живоначальной Троицы была освящена настоятелем протоиереем Иоанном Семеновым 30 мая 1826 года. Помимо Иоанна Семенова в  освящении Троицкого храма участвовали «Троицкого Зеленецкого монастыря казначей иеромонах Корнилий; священники: новоладожского Николаевского собора Алексей Соколов, Изсадского погоста Иоанн Травин, села Подбережья Иоанникий Флеров, села Рогожи – Тимофей Никитин, Успенского Сясьского погоста – Иоанн Иоаннов, села Лунгачи – Феодор Козмин, Маасельского погоста Сергий Иоаннов, села Заболотья – Иаков Азиатский и Александр Звонарев, Воскресенского Сясьского погоста Иаков Моисеев и села Кусяги – Василий Сергеев; Троицкого Зеленецкого монастыря ризничий, иеродиакон Гавриил, диаконы: Никольского Сясьского погоста – Василий Головин, Рождественского Сясьского – Иоанн Рождественский, села Заболотья Иоанн Михайлов, Изсадского погоста Никита Иоаннов, Маасельского погоста Григорий Николаев и Воскресенского погоста Иаков Федоров»[7].

Троицкий храм в 2009 году до реставрации.

После освящения нового каменного храма Введенская церковь была разобрана, Никольская по просьбе прихожан поправлена в том же 1826 г и заново освящена в честь Казанской иконы Божией Матери, в ней устроен Введенский придел, освященные, соответственно, 15 и 16 мая 1827 года.

Казанский храм был обнесен деревянной бревенчатой оградой, над воротами которой находилась колокольня. В 1853 году колокольня по ветхости была разобрана. Внутри ограды находилось кладбище[8]. Никольский – Казанский храм XVII века простоял до 20-х годов XX в., а после на его месте была построена часовня.

При Троицком храме действовала приходская школа для крестьянских детей, Церковно-приходское попечительство. Последний священник Василий Кубецкий был расстрелян в 1937 году и с этого времени церковь не действовала. Хотя многие источники указывают, что закрытие храма произошло в 1941 году.

Троицкий храм в д. Хвалово. Начало 90-х годов.

В 90-х годах храм был вновь возвращен верующим и сразу были восприняты попытки восстановить храм. К сожалению, по многим причинам эти попытки не увенчались успехом. В 2012 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Исаев, трудами которого храм был восстановлен и в нем возродилась полноценная богослужебная жизнь.

2 октября 2016 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием был совершен чин великого освящения Троицкого храма.

Освящение престола 2 октября 2016 г.

На сегодняшний день в храме регулярно совершаются богослужения, действует детская воскресная школа, проводятся катехизаторские беседы перед таинством Крещения и венчанием.

Внутреннее убранство храма. Рождество Христово 2019 г.[1] Платежная книга Ладожского наместничества Обонежской пятины и Оштинского стана 7064 (1555/56) г.// Писцовые книги Новгородской земли. / Т.2: Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. / сост. К.В. Баранов. – СПб: «Дмитрий Буланин», 1999. – С. 35.

[2] Книга Обонежской пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 года (1582-1583 г.). Л. 289. // Неволин К.А. О пятинах и погостах … – С. 145.

[3] Там же. С. 118.

[4] Историко-статистические сведения … С. 119.

[5] Там же. С. 121.

[6] Историко-статистические сведения… С. 120.

[7] Историко-статистические сведения… С. 120.

[8] Там же. С. 122.